Гексаграмматон и ТСС

Недавно мне прислали ссылку на статью Алексея Кулакова «Управление как игра».
В статье разбирается 6-частная типология сотрудников в ИТ-шной компании и делается это, на удивление, удачно, хорошим языком и с креативными картинками.


Алексей — генеральный директор digital-продакшена JetStyle и директор по продукту издательского сервиса Rideró, так что в практике человеку не откажешь.

Казалось бы, как предложенная 6-частная типлология может относиться к 4-частной типологии теории социальной специализации? Однако, раз в ней выписаны хорошо знакомые нам портреты, значит — предмет рассмотрения один и тот же, а если выписаны они логично, значит должны найтись и параллели.

Однако, прежде чем нам погрузиться в область сравнительной психологии психологов, предлагаю читателю ознакомиться с оригинальным материалом — он того стоит.

Итак, почему же психотипов 6?

Давайте начнём с того, что классифицируем их по ТСС.

Гномы

Гномы — они и по ТСС — Гномы Хозева.
Всё выписано как с натуры. За исключением того, что Гном с «изобретательским контуром» — только формально называется инвестором, на деле инвестирует он радостно, но венчурно. А вот обычный гном не промахивается.

Эльфы

Нас немного сбивает декларированная «этика любви», поэтому смотрим на маркеры:

Эльфы ходят на работу, потому что там хороший коллектив.

Коллектив

«Хороший коллектив» — слышали такую фразу на собеседовании? Она эльфийская.

Найм

Им важно, какие отношения складываются в ходе работы, как к тебе относятся, ценят ли тебя как личность.

Статус

Эльфы занимаются дипломатией, шерингом, самокопанием и копанием соседей.

Политика и снова коммуникации.

Если HR не эльф, то, скорее всего, он профнепригоден.

Снова найм

У эльфов самый отвратительный способ принятия решений из всех. Даже хуже демократии. Это консенсус. «Мы ничего не будем делать, пока не согласятся вообще все».

…а ещё вас не будут кормить, пока не придёте к консенсусу. Бить запрещено, но можно заболтать до смерти.

При этом у эльфов главный грех — некомандная игра. Во-первых, эльфы ужасно ревнивые твари. Если ты, не дай бог, любишь не только нашу команду, то однажды ты просто не проснешься. Измена — это первое. Но еще более страшный грех — дезертирство.

Команда, оборона, измена, дезертирство…

В общем, все уже догадались, что, при всей «любвеобильности», эльфы — это Воины.

Тролли

Тролли про истину. По всему описанию это — Жрецы.

В описании есть только один промах:

Чего не может тролль? Он не может молчать. Если есть некоторая правда, которую невыгодно говорить, тролль ее все равно скажет. Потому что правда должна быть сказана.

Молчать тролль действительно не может, но необходимо понимать, что говорит он далеко не всю правду, а только ту, что выгодна в строго подобранный момент и очень конкретно фильтрует, что из своего арсенала показывать, а что — нет.

Маги

Такими придурками могут быть только настоящие инженеры, т.е., Герои.
Они просто играют.

Жрецы

Жрецы говорят компании, кто мы такие, ради чего мы существуем, каких людей нам надо, а каких — ни в коем случае.

Коллектив

Главное слово жрецов — миссия.

Высокая цель

Когда жрец обосновывает какое-нибудь провидение, он пользуется словами правильно или неправильно, потому что такое понятие есть в коде самой организации. «Наша организация вот такая».

Устав

Спорят жрецы отвратительно. Если, не дай бог, вы нападаете на ценность жреца и совершаете святотатство, то вы от него отхватите.

Агрессия

В общем, это — тоже Воины.
И здесь запомним на будущее, что автор (не без оснований) причисляет себя к этой категории.

Воины

Эти ребята отвечают за раздвижение внешнего контура.

Захват пространства

Именно им нестрашно делать «Здравствуйте, это пылесосы Kirby», потому что то, что при этом кому-нибудь будет больно, не очень парит воинов.

Охота

Главное слово воина — победа.

Ну и т.п., в общем — опять Воины!

Интересно получается: один Хозяин, один Жрец, один Герой и три Воина: эльф, жрец и воин.

А давайте их сравним…

Эльф — Воин-коллективист.
Жрец — Воин-интеллектуал.
Воин — Воин-торговец.

Это подробности про Воинов. Почему Алексей их выделяет? Вероятно, потому, что будучи Воином, он видит типологию Воинов в дополнительных поднобностях.

Видим её и мы: в ТСС это называется «деловые амплуа».
Жрец — Воин-умник. Стратег, полководец, штабной работник.
Эльф — Воин-заводила. Организатор и комиссар.
Воин — Воин-певец. Торговец, а ещё — актёр.

Не хватает Воина-творца, т.е., настоящего, обычного пехотинца.
Не упоминается он потому, что это настоящий вояка, в том числе — вышибала на входе в БЦ, где расположилась ИТ-шечка и в её структуре просто нет для него вакансий.

Мы все так видим реальность. То, что ближе — в развёртке, то, что дальше — в общих чертах.

Тем не менее, для крупных предприятий полезно оперировать оттенками в каждой особице и HR-сотруднику необходимо понимать не только общий профиль комплектуемых им рабочих подразделений (т.е., социальную специализацию), но и их внутреннюю структуру, т.е., наличие в подразделении всех необходимых амплуа. Это позволит радикально поднять уровень совместимости подразделений между собой.

Кстати, интересно, что Алексей выявил и использует все четыре специализации, в то время, как на промышленных (хозяйских, гномьих) предприятиях Жрецов обычно не выделяют, а было бы тоже очень полезно.

Добавить комментарий