Обзор СФК ДС

Социально-философская концепция доктрины богатства России (ДоБРа) и складности (СФК ДС) показывает, что все процессы в окружающем нас мире и все качества явлений возникают не по одиночке, а взаимосвязанными четвёрками, создающими возможность для циклического преобразования ресурсов окружающей среды. Невозможность циклического обращения ресурсов, т.е., возврата их в исходную форму, нарушала бы законы сохранения.

Эти четвёрки по характеру своих частей всякий раз подобны архетипическим «первоэлементам» Земли, Воды, Воздуха и Огня, а также повторяют их структуру взаимодействия: взаимоисключают друг друга, циклически сочетаются и не сочетаются в противостоящих парах. Такие четвёрки называются «четверицами».

Житейским примером появления четверицы является кипячение воды на огне: Вода разогревается Огнём, но она не может с ним контактировать непосредственно, поэтому отделена от него котелком (Землёй). При этом, Вода контактирует с Воздухом, чтобы ей было куда выкипать, а Воздух даёт гореть Огню и, одновременно, обеспечивает отведение паров туда, где они могут остыть и сконденсироваться обратно в жидкость.

Все эти элементы конструкции необходимы, сложены в определённой последовательности и достаточны. Аналогичную архетипическую конструкцию мы находим и в природных явлениях, и в социальных системах, и в конструкции механизмов и машин.

Другие примеры четвериц:

  • 4 агрегатных состояния вещества: твёрдое, жидкое, газообразное и плазма,
  • 4 фундаментальных взаимодействия в физике: сильное, слабое, гравитационное и электромагнитное,
  • Первый закон термодинамики с дополнением П.Г.Кузнецова: баланс поглощаемой, излучаемой энергии, работы и внутреннего движения,
  • Основа пентабазиса по В.А. Ганзену: пространство, время, информация, энергия,
  • 4 времени года как фазы цикла живой природы,
  • 4 темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик,
  • 4 компонента полной технической системы по ТРИЗ: источник энергии, преобразователь, рабочий механизм и регулятор,
  • 4 основания ДНК.

Сама по себе эта концепция не нова. Роль СФК ДС заключается в её наложении на современную научную картину мира и извлечение из данной теоретической основы прямой практической пользы.

В науке СФК ДС позволяет предсказывать наличие не выявленных природных и социальных процессов, а также их не выявленные пока свойства.
Примером служит дополнение П.Г.Кузнецовым первого закона термодинамики четвёртым компонентом — излучением телом лишней энергии.
Так же этот подход позволяет формально, а не интуитивно выявлять скрытого бенефициара в лозунгах типа «Православие, Самодержавие, Народность» и других, на первый взгляд, невинных креативах социального, технического и экономического характера.

В технике СФК ДС позволяет системно ввести в конструирование новые принципы структурирования технических систем, расширяя принцип полноты системы, введённый Г.С. Альтшулером в ТРИЗ: «Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является наличие и минимальная работоспособность основных частей системы. Каждая техническая система должна включать четыре основные части: двигатель, трансмиссию, рабочий орган и орган управления.»

В психологии СФК ДС позволяет перейти от породившей трансгуманизм человекоцентричности, к космоцентричности, когда деятельность человека рассматривается с точки зрения его взаимодействия с природой.

Человек, будучи сам по себе уникален, вступая во взаимодействие с каким-либо процессом окружающей среды, вынужден имитировать поведение одного из всего лишь четырёх процессов, совместимых с искомым. СФК ДС выявляет и описывает универсальные архетипические стратегии деятельности человека по имитации этих процессов:

1) сбор и распределение ресурса,
2) создание ресурса регулярным трудом,
3) поиск способов создания ресурса,
4) накопление знаний о ресурсах и способах их получения.

Успешная деятельность требует от человека принятия соответствующего процессу целеполагания, а затем — и системы ценностей, что вынуждает его специализироваться только лишь на одной стратегии. Смена стратегии человеком в течение его жизни в настоящее время является редким исключением.

СФК ДС описывает общую типологию и даёт человеку понимание своей, выбранной стези, помогает ему определить свои сильные и слабые стороны, направления и способы кооперации с другими людьми, снижает градус непонимания других.

В организационной деятельности, в т.ч., на предприятиях СФК ДС позволяет оптимизировать кадровую политику и определить оптимальные стратегии стимулирования и контроля различных структурных подразделений. Деятельность структурных подразделений представляет собой процессы, которые возможно типировать по базовым стратегиям и подбирать для них соответствующих сотрудников.

Для создания образа будущего СФК ДС показывает и обосновывает, что каждая из четырёх базовых стратегий получает выигрыш от капитализации своего, отличного от других ресурса:

1) статус (право получать ресурсы в управление),
2) средства производства (возможность производства благ),
3) связи (степени свободы действия),
4) законы (общественное признание).

В настоящий момент навязанное нам мировоззрение таково, что предлагает капитализировать лишь средства производства. В результате блокируется должное развитие  всех членов общества, для которых стратегически выигрышной является капитализация другого ресурса. Именно это обстоятельство, в частности, порождает и набившую оскомину коррупцию.

Доктрина Богатства России (ДоБРо) — богатство всеми четырьмя видами капитала. Для её внедрения СФК ДС предлагает основы экономической парадигмы нового типа и новые принципы управления ресурсами страны.

В идеологии СФК ДС предлагает этические ориентиры и цели, пригодные для объяснения как с точки зрения рационального материализма, так и с религиозной точки зрения.

Девиз СФК ДС — «Люди разные, Мір един!» означает признание того природного феномена, что люди различаются, поскольку несут разные, исключающие друг друга целеполагания, из которых проистекают разные способности, системы ценностей и этика отношений. Все они необходимы человечеству, поэтому задачей построения общества будущего является согласование их интересов, а не стирание различий в бесклассовом обществе, как это предполагалось мыслителями прошлого.

СФК ДС описывает путь примирения либеральной системы ценностей со всеми остальными путём нахождения их места в общей картине, а также обоснование и очерчивание границ приносимой ими пользы для развития общества.

Во внутренней политике СФК ДС позволяет перейти к более осмысленному теоретическому конструированию новой структуры общества, которое позволит учесть интересы всех трудовых категорий, вставая над капиталистическими, коммунистическими, монархическими и научно-религиозными императивами и объединяя их в слаженную систему.

Во внешней политике СФК ДС позволяет перейти к прогнозированию геостратегических перспектив взаимодействия с различными государствами с позиций ядра технологической зоны. Технологическая зона будет новым явлением, более сложным, чем опыт республик СССР или империй прошлого. Это надгосударство, каждая часть которого подобна целому, т.е., это монолит.
Чтобы стать центром технологической зоны, необходимо стать центром кристаллизации, т.е., целостным образцом, к которому со всех сторон будут присоединяться новые части, выстраиваясь по подобию. СФК ДС даёт основу для формального описания требований и стратегий по каждой из анизатропных осей начального «кристалла», который необходимо сформировать России, чтобы стать ядром технологической зоны.

В военном деле СФК ДС позволяет выявлять смыслы существования социальных систем для их защиты или для атаки на смыслы противника. Любая система представима в виде четвёрки связанных процессов, такой, что участники, их производящие, объединяются общим смыслом. При исчезновении смысла, участники, отвечающие за производство процессов, разбегаются.
Формальный подход к анализу данных явлений позволяет обоснованно и точечно направлять усилия в гибридных и информационных конфликтах.

В задаче мирового социального и технического доминирования СФК ДС, в случае построения на её основе социального мировоззрения, системы общего образования и переподготовки, предлагает лёгкий переход всего населения к более сложной модели мышления, чем диалектический материализм и современные религиозные парадигмы: дуализм расширяется четверицей, а уровень посредничества расширяется до уровня проектирования экосистем. Преимущество от такого обновления будет сравнимо со столкновением конкистадоров с индейцами и христиан с язычниками. Если Россия сможет стать флагманом этого процесса, быть может, ей удастся уберечь Мір от новых завоеваний по шаблонам ветхой древности. Если же Россия не успеет, то рискует сама оказаться под таким ударом.

СФК ДС и её фундаментальные основания рассмотрены в книге «Наука складности».

Добавить комментарий