Пасхальные чтения

При наложении науки складности и теории социальной специализации на священные тексты, порой, обнаруживаются довольно интересные моменты.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

— Быт. 2.22

Мы знаем, что мир четверичен и четверичность эта составлена парой дуальностей. Указание в тексте на существование двух деревьев, формирующих полную пару и на то, что одно из них дуально (добро и зло), говорит нам о том, что древо жизни также должно быть дуально и представляет собой древо «жизни и смерти».

Такое прочтение текста даёт нам одну из фундаментальных четвериц, поверенных мудрецами древности: добро-зло / жизнь-смерть. Это — само по себе ценность.

И эта же находка позволяет нам вскрыть гораздо более интересный слой, относящийся уже к событиям Нового Завета: очевидно, что овладение секретом жизни и смерти, т.е., способность перемещаться между ними по своему выбору, рассматривается как отличие Бога от человека.

История Нового Завета повествует о том, как Иисус, будучи Богом-сыном, по сути, провёл тестирование человеческого потенциала: воплотившись в человеческом теле, используя только человеческие возможности и пройдя путь человека, он попрал смерть и показал, что человек действительно создан «по образу и подобию» и имеет право на дальнейшую эволюцию, которая бы раскрыла этот потенциал.

Это мы, по сути, и празднуем. И этот подвиг не имеет религиозного различения — он про человеческую природу вообще.

Кто знает, что было бы, не будь вознесения? По идее, ценность дальнейшего развития человеческого вида оказалась бы под вопросом, поскольку биоценозу-то от нас один вред.


Другая пасхальная тема касается культуры жертвоприношений. Это — отношения обмена, которые являются одной из составляющих четверицы и, на этом основании, должны быть понимаемы и осознаваемы.

Описана в Ветхом Завете такая история:

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

— Быт. 4:1

Прим. «тук» — это жир. Речь идёт о жертвенном воскурении.

Т.е., Господь не принял дар земледельца и закончилось всё тем, что Каин принёс в жертву брата, пойдя ради Господа на разрыв своей связи с Землёй (жест вполне ветхозаветный) и по тексту мы можем видеть, что Господь принял эту жертву и оберёг Каина от неприятностей.

Приведённая выше интерпретация взята у Льва Прозорова и она вполне соответствует официальному тексту — каждый может проверить самостоятельно.

Мы же можем обратить внимание на продолжение этой истории в Новом Завете:

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,

ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

— Мф. 26

Таким образом Иисус возвещает, что, после вознесения, принимает жертву человека именно от Земли и что труд земледельца благословен.

По большому счёту, именно благодаря влиянию Нового Завета вопросы животных жертвоприношений воспринимаются нами сегодня диковато.

Христос Воскресе!

Добавить комментарий